Первое чтение проекта постановления Рийгикогу (104 ОЕ) «Внесение предложения Правительству Республики об удалении т.н. памятника Бронзовому солдату из публичного пространства»

Заседание: 15-й Рийгикогу, 3-я сессия, пленарное заседание

Дата: 2024-01-16 12:01

Всего выступлений: 102

Состав: 15

Продолжительность повестки: 1h 3m

ИИ резюме: 102/102 Выступления (100.0%)

Analysis: Structured Analysis

Время Выступлений Политиков

Политики

Анализ

Резюме

Обсуждение в Рийгикогу было сосредоточено на проекте постановления Рийгикогу № 104, представленном фракцией Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), целью которого было предложить Правительству Республики убрать так называемый памятник Бронзовому солдату с Кладбища Сил обороны и из публичного пространства Эстонии в течение двух месяцев. Инициатор проекта, член Рийгикогу Яак Валге, подчеркнул в своем докладе, что Бронзовый солдат является для эстонцев символом оккупации, а его нахождение в публичном пространстве, особенно на Кладбище Сил обороны, является надругательством над памятью тех, кто сражался за независимость Эстонии. Валге отметил, что статуя используется для распространения кремлевских пропагандистских сообщений и как реваншистская демонстрация силы, особенно в связи с агрессией России в Украине.

В ходе дебатов возникло несколько вопросов, включая дальнейшую судьбу монумента (отправка в музей, уничтожение или переплавка), которую EKRE сознательно оставила на усмотрение исполнительной власти. Также обсуждались вопросы рисков безопасности и покоя захоронений, поскольку статуя находится на кладбище. Головная комиссия, Конституционная комиссия, поддержала включение проекта постановления в повестку дня пленарного заседания, но подчеркнула необходимость более длительного и детального обсуждения, чтобы избежать повторения событий 2007 года. Фракция Социал-демократической партии заявила, что не поддержит проект постановления, сославшись на риск бередить старые раны и предпочитая сосредоточиться на укреплении сплоченности общества. На окончательном голосовании проект постановления не получил поддержки.

Принятые решения 1
Коллективное решение

Рийгикогу отклонил проект постановления Рийгикогу № 104 «Внесение предложения Правительству Республики об удалении так называемого памятника Бронзовому солдату из публичного пространства», который был представлен фракцией Консервативной народной партии Эстонии. За проект проголосовали 14 членов Рийгикогу, против — 54.

Самый активный спикер
Jaak Valge
Jaak Valge

Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed

Самым активным выступающим был представитель инициатора законопроекта, член Рийгикогу Яак Валге (EKRE). Валге выступил с подробным докладом, разъяснив историческую и идеологическую подоплёку монумента, и ответил на 11 вопросов. Он представлял решительную правоцентристскую/националистическую позицию, подчеркивая, что демонтаж Бронзового солдата из публичного пространства необходим для укрепления эстонской идентичности и прекращения прославления оккупационного режима.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:01:35
ИИ резюме

Тоомас Кивимяги представил сегодня первый пункт повестки дня Рийгикогу — порядок рассмотрения законопроекта, внесенного фракцией EKRE, под названием «Предложение Правительству Республики об удалении так называемого памятника Бронзовому солдату из публичного пространства». Он уточнил, что доклады продлятся до 20 минут, каждому докладчику будет выделен один вопрос, обсуждения открыты для фракций и комитетов, а для принятия законопроекта необходимо большинство голосов «за». После этого он пригласил Яака Валге выступить.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:02:25
ИИ резюме

Яак Вальге кратко излагает предложение убрать Бронзового солдата с Кладбища Сил обороны и из общественного пространства Эстонии в течение двух месяцев, поскольку он является символом оккупации, оказывает негативное влияние на коренное население Эстонии и не должен превратиться в объект культа.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:14:49
ИИ резюме

Заместитель председателя поблагодарил за исчерпывающий и информативный доклад и пригласил задавать вопросы Юку-Калле Райду.

ИИ резюме

Юку-Калле Райд подчёркивает, что речь идёт о красной символике, а не о надгробии, напоминает о судьбе Нарвского танка и спрашивает, что делать дальше, а также рассматривалось ли привлечение музеев, например, Маарьямяэ, поскольку прошлое нельзя просто так взять и убрать.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:15:50
ИИ резюме

Наш законопроект сводится к одному предложению: дальнейшую судьбу Бронзового солдата решит исполнительная власть, а правительство должно найти наилучшее решение — сохранить ли его физически или перенести в такое место, где он не станет объектом культа.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:16:47
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги приглашает Арво Аллера выступить.

Arvo Aller
Arvo Aller
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:16:48
ИИ резюме

Основной посыл заключается в том, что речь о Бронзовом солдате идёт не только о нём самом, но и обо всех советских монументах в Эстонии, и задаётся вопрос, позволяет ли этот законопроект переносить также и памятники, расположенные на частной земле.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:17:33
ИИ резюме

Этим законопроектом мы не сможем выполнить поставленную задачу, но можем дать подсказку или рекомендацию. Что касается остальных советских монументов, находящихся в публичном пространстве, ими занимается та же комиссия Госканцелярии, которую я упоминал ранее.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:17:58
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги обращается к Эвелин Пооламетс и просит её выступить.

Evelin Poolamets
Evelin Poolamets
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:18:00
ИИ резюме

Эвелин Пооламетс поблагодарила уважаемого председателя заседания и докладчика и поинтересовалась, имеются ли данные о том, насколько увеличилась посещаемость монумента «Бронзовый солдат» с начала полномасштабной войны в Украине.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:18:19
ИИ резюме

Он отмечает, что вопрос важен, но у него нет данных по этому поводу.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:18:24
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги кратко обращается к Тоомасу Уйбо и просит его.

ИИ резюме

Тоомас Уйбо заявил, что он согласен с предысторией докладчика, но подчеркнул, что важно, что с ним будет дальше и каков его долгосрочный план, поскольку эта часть кажется непродуманной и вызывает вопрос, следует ли его уничтожить.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:19:20
ИИ резюме

Яак Валге подтвердил, что цель законопроекта заключается в том, чтобы убрать «красный монумент» из общественного пространства, дабы предотвратить его превращение в объект культа, и если правительство примет это решение, работа над законопроектом будет считаться выполненной, независимо от окончательной судьбы монумента.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:20:23
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги предоставляет слово Райну Эплеру.

Rain Epler
Rain Epler
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:20:25
ИИ резюме

Райн Эплер задается вопросом, не заключается ли истинная цель «зеленого перехода» в том, чтобы убрать этот объект из общественного пространства и предоставить государству полную свободу действий для его дальнейшего использования, дабы люди не могли отмечать возле него памятные даты.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:21:22
ИИ резюме

Мы не вмешиваемся в решения исполнительной власти, и наш законопроект не диктует правительству решений, в отличие от самого правительства, которое принимает законопроекты с помощью вотума доверия.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:21:59
ИИ резюме

Замечание, адресованное коллеге: микрофон не стоит двигать.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:22:03
ИИ резюме

Чтобы составить резюме в одно предложение, нам нужен весь текст выступления, поскольку текущий текст неполный и содержит только фразу «Я на всякий случай...».

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:22:05
ИИ резюме

Речь подчеркивает, что что-то может выйти из строя, и последующее действие не сможет состояться.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:22:09
ИИ резюме

Он подтверждает, что готов приложить усилия и постараться ради этого.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:22:11
ИИ резюме

Тоомас Кивимяги смеётся и говорит, что у нас есть законопроект, и просит Антса Фроша прийти.

Ants Frosch
Ants Frosch
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:22:14
ИИ резюме

Антс Фрош подчеркивает, что за последние годы по всему миру были демонтированы сотни памятников колонизаторам и конфедератам, а также европейских монументов, и задается вопросом, насколько эта параллель корректна и может ли наша деятельность вызвать резонанс в других странах.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:23:00
ИИ резюме

Яак Вальге утверждает, что общественное пространство упорядочивается в соответствии с изменениями идентичности, но примеры могут этому противоречить, а целью демонтажа конфедеративных памятников было прекращение пропаганды рабства, и нашей целью является прекращение глорификации оккупационного режима.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:24:03
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги приглашает Рене Кокка.

Rene Kokk
Rene Kokk
Профилирование Eesti Konservatiivse Rahvaerakonna fraktsioon
12:24:09
ИИ резюме

Рене Кокк подчеркнул, что монумент обязательно нужно убрать и что колебания необоснованны, и добавил, что необходимо осмотреть и, при необходимости, переместить также и другие подобные объекты.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:24:50
ИИ резюме

Яак Валге благодарит и подтверждает, что комментарий был уместным, и ему нечего добавить.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:24:54
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги просит Сигне Киви выступить.

Signe Kivi
Signe Kivi
Профилирование Eesti Reformierakonna fraktsioon
12:24:55
ИИ резюме

Сигне Киви подчеркнула, что по вопросу статуи Бронзового солдата велась долгая дискуссия, государство приняло трудное решение о её переносе, и теперь она находится на кладбище. Провокации имели место, но время прошло, и, возможно, нам не следует затрагивать эту конкретную скульптурную группу, опираясь на серьёзные аргументы историков.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:26:00
ИИ резюме

Яак Вальге утверждает, что нынешняя глорификация Отечественной войны в России и культ Советского Союза являются попытками формирования идентичности. Однако Советский Союз — это государство, которое нас оккупировало, и Эстония должна продемонстрировать, что их символы неприемлемы.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:27:10
ИИ резюме

Заместитель председателя приглашает Прийта Ломпа на сцену.

Priit Lomp
12:27:12
ИИ резюме

Прийт Ломп задаётся вопросом, почему и ради чего в то время был передвинут советский монумент, а также ссылается на идею, что из Бронзового солдата можно было бы начеканить евромонеты или изготовить государственные награды, одновременно подчёркивая роль EKRE в правительстве и сомнительность их поддержки Украины.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:27:55
ИИ резюме

Всему свое время; сейчас русский шовинизм в России находится на своем пике, и противостояние символов российской оккупационной власти нашим позициям является наиболее острым.

Tanel Kiik
Tanel Kiik
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:28:36
ИИ резюме

Танель Кийк спрашивает докладчика о том, каковы были позиции организаций, ответственных за безопасность, риски и возможности их минимизации в отношении его законопроекта, а также насколько тщательной была проведена предварительная работа.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:28:36
ИИ резюме

В речи просят предоставить слово Танелю Кийку.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:29:33
ИИ резюме

Я не встречался с эстонскими органами безопасности по этому вопросу, но полагаю, что они разделяют схожие взгляды с коренным населением Эстонии и не потерпят советских памятников, особенно Бронзового солдата, являющегося символом советского режима, в общественном пространстве Эстонии.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:30:07
ИИ резюме

Это короткий призыв обратиться к Игорю Таро.

Igor Taro
12:30:09
ИИ резюме

Игорь Таро в своей речи обвиняет заместителя председателя в лицемерии, напоминая, что, хотя тот и заявляет о недопустимости советской символики, он сам организовал вывешивание этих символов в Старом городе и добился судебного прецедента, согласно которому в следующий раз человек, размахивающий красными флагами, не будет нести ответственности.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:30:41
ИИ резюме

Яак Вальге объясняет, что целью установки красного флага было привлечь внимание к памяти об оккупации. И хотя Уголовный кодекс запрещает публичное оправдание символов оккупации, это не является наказуемым деянием, если речь идет о привлечении внимания, как, например, в случае с барельефом Юхана Смуула на стене одного из таллинских домов.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:31:45
ИИ резюме

В начале выступления Керта Кинго попросили выступить.

Kert Kingo
12:31:47
ИИ резюме

Керт Кинго обвиняет эти же самые партии в лицемерии: они, кто сейчас выступает против переноса «красного» монумента, одновременно используют проукраинские лозунги и заявляют о своей принципиальной позиции против России как страны-агрессора. Однако при этом они хотят сохранить этот монумент и находят причины, почему его не следует переносить.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:32:21
ИИ резюме

Он признал, что если это так, то это, без сомнения, выглядит лицемерным, но голосование ещё не проведено, и он надеется, что это не так.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:32:32
ИИ резюме

Ведущий просит Тийта Марана подняться на сцену.

Tiit Maran
Tiit Maran
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:32:34
ИИ резюме

Тийт Маран спрашивает, неужели наша идентичность настолько слаба, что из-за этого требуется удаление данного памятника.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:33:02
ИИ резюме

Он/Она подчёркивает, что наша идентичность не является слабой, а её укрепление и демонстрация соотечественникам других национальностей способствует лучшей интеграции.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:33:35
ИИ резюме

Он благодарит уважаемого докладчика, отмечает, что больше вопросов нет, и что в общей сложности было два вопроса, и говорит, что вопросы можно задать Йоханнесу, прося коллег пригласить на трибуну Рийгикогу председателя Конституционной комиссии Хендрика Йоханнеса Терраса для доклада ведущей комиссии.

Hendrik Johannes Terras
12:33:55
ИИ резюме

Конституционная комиссия, обсудившая данный вопрос 14 сентября 2023 года, пришла к выводу, что перенос «Бронзового солдата» и решения по мемориалам, расположенным на кладбищах, требуют тщательного анализа. Комиссия также посчитала, что выбор времени для этого оправдан в связи с агрессией России против Украины, и что законопроект должен быть включен в повестку дня пленарного заседания и вынесен на окончательное голосование.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:36:54
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги поблагодарил докладчика, сказал, что у публики также есть вопросы, и предоставил слово Сигне Киви.

Signe Kivi
Signe Kivi
Профилирование Eesti Reformierakonna fraktsioon
12:36:57
ИИ резюме

Сигне Киви поблагодарила председателя и докладчика, подтвердила полное согласие с фразой в пояснительной записке, касающейся агрессии Путина и России в Украине, и в более широком смысле спросила, рассматривала ли комиссия также другие произведения искусства — например, потолочную роспись театра «Эстония» — которая, хотя и не является скульптурной группой, тем не менее, прославляет советскую власть и оккупацию, и что должно произойти с этими произведениями.

Hendrik Johannes Terras
12:37:48
ИИ резюме

Спасибо за вопрос, но там не обсуждались другие памятники или символы.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:37:55
ИИ резюме

Юку-Калле Райда приглашают выступить.

ИИ резюме

Юку-Калле Рейд заявил, что обсуждаемый объект не является надгробием, а представляет собой красную символику — показатель присутствия советской власти, созданный в 1947 году — и должен оставаться в музее. Если кто-то хочет возложить туда цветы, пусть купит билет, пойдет в музей и возложит цветы.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:39:05
ИИ резюме

Тоомас Кивимяги подал короткий сигнал: пора действовать, Юку.

ИИ резюме

Он говорит, что хотя это, возможно, и не подойдет, раньше туда помещались все эти советские истуканы.

Hendrik Johannes Terras
12:39:10
ИИ резюме

Вопрос обсуждался; большинство вариантов развития музея было проработано, хотя мимоходом также упомянули о его полной ликвидации.

Igor Taro
12:39:24
ИИ резюме

Конституционная комиссия обсуждает, как обеспечить минимальное присутствие красных монументов и красной символики в общественном пространстве, а также был ли этот вопрос принят к рассмотрению и спросили ли у инициатора законопроекта, почему ему иногда нравятся красные символы, но не всегда.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:39:24
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги пригласил Игоря Таро на сцену.

Hendrik Johannes Terras
12:39:51
ИИ резюме

Спасибо за вопрос; мы не обсуждали, нравится это или нет, а сосредоточились на переносе Бронзового солдата.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:40:01
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги приглашает Анастасию Коваленко-Кылварт выступить.

ИИ резюме

Анастасия Коваленко-Кылварт заявила, что законопроект касается не только Бронзового солдата, но и других памятников, и в его рамках обсуждалась бы также потолочная роспись театра «Эстония». Она также спросила, намерена ли коалиция представить свой собственный законопроект и будет ли он вынесен на обсуждение в Большом зале.

Hendrik Johannes Terras
12:40:55
ИИ резюме

Он сказал, что по закону это является надгробным знаком, и план состоит в том, чтобы поэтапно перенести красные монументы, которые не защищены покоем могил, начиная с общественного пространства и переходя к тем, что расположены на кладбище и находятся под защитой покоя могил.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:41:23
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги предоставляет слово Керт Кинго.

Kert Kingo
12:41:24
ИИ резюме

Керт Кинго спрашивает в комиссии, чем Нарвский танк и Бронзовый солдат отличаются, и почему один подлежит перемещению, а другой ни в коем случае нельзя перемещать, и он должен там находиться.

Hendrik Johannes Terras
12:41:51
ИИ резюме

Он сказал, что у него не было позиции, согласно которой это не следует перемещать, и основной вопрос заключается скорее в том, «как», а не в том, «нужно ли», поскольку один из объектов находится на кладбище, где должен соблюдаться покой захоронений, что усложняет ситуацию.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:42:14
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги приглашает Арво Аллера на сцену.

Arvo Aller
Arvo Aller
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:42:16
ИИ резюме

Речь Арво Аллера критикует понятие "покоя захоронений" как обоснование того, почему этим вопросом не занимаются дальше, и отмечает, что под прикрытием этого "покоя" можно устраивать празднества, а также вспоминать советскую оккупацию и прославление российской власти.

Hendrik Johannes Terras
12:43:14
ИИ резюме

Он/Она заявил(а), что, хотя это не означает, что его нельзя переместить, данная тема является чувствительной, требует тщательного обдумывания и учета рисков безопасности, чтобы не повторить события, подобные тем, что произошли в середине 2000-х годов.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:43:33
ИИ резюме

Яак Валге приглашается выступить.

Jaak Valge
Jaak Valge
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:43:35
ИИ резюме

Яак Валге отметил, что он не представлял законопроект в комиссии, и спросил, обсуждалась ли в комиссии комиссия, действующая при Государственной канцелярии, которая занимается советскими памятниками, расположенными на кладбищах. Он подчеркнул, что комиссия не ограничивалась только советскими памятниками, находящимися за пределами кладбищ, и добавил, что неприкосновенность захоронений не может служить единственным обоснованием, поскольку прецеденты уже существуют в других местах.

Hendrik Johannes Terras
12:44:25
ИИ резюме

Террас подчеркнул, что нет места для отговорок или уклонения, и важно то, как мы ведём и решаем этот вопрос, а не та конкретная тема, которая там обсуждалась.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:44:45
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги вмешался в вопрос Анастасии, адресованный председателю заседания, поскольку Анастасия требовала этого очень горячо.

ИИ резюме

Выступающий отметил, что каждому докладчику разрешено задать один вопрос, но коллега Сигне Киви уже задала три вопроса (два Яаку Валге, один докладчику комиссии) и спрашивает, как же на самом деле выглядит эта процедура.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:45:14
ИИ резюме

Тоомас Кивимяги сообщил, что Сигне Киви задала один вопрос Яаку Валге и второй Хендрику Йоханнесу Террасу, и больше вопросов от Сигне Киви публично не прозвучало.

Ants Frosch
Ants Frosch
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:45:43
ИИ резюме

Антс Фрош поблагодарил председателя и руководителя Конституционной комиссии, подчеркнул важность внутренней и государственной безопасности, а также отметил, что Полиция безопасности и другие структуры безопасности в последние годы сконцентрировались на противодействии российским операциям влияния. Он указал, что прославление Великой Отечественной войны является нарративом российской пропаганды, и поинтересовался, могут ли фракции обратиться к органам безопасности, чтобы, возможно, и "свежеиспеченные" социал-демократы смогли получить больше информации по этому вопросу.

Hendrik Johannes Terras
12:46:52
ИИ резюме

Эта возможность существует, и имеет смысл запросить это оттуда.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:46:57
ИИ резюме

Вице-спикер Тоомас Кивимяги просит Райна Эплера взять слово.

Rain Epler
Rain Epler
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:46:58
ИИ резюме

Райн Эплер подчёркивает, что дискуссия о месте назначения статуи демонстрирует важность разделения исполнительной и законодательной власти, и что законопроект, который исключил бы из этого вопроса общественное пространство и предоставил бы правительству свободу действий для дальнейшего продвижения, стал бы хорошим способом двигаться вперёд.

Hendrik Johannes Terras
12:48:05
ИИ резюме

Спасибо, комиссия не обсуждала, насколько разумным было ваше предложение.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:48:16
ИИ резюме

Речь началась с благодарности, и Эвелин Пооламетс пригласили выступить.

Evelin Poolamets
Evelin Poolamets
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:48:18
ИИ резюме

Эвелин Пооламетс считает, что присутствие «Бронзового солдата» на кладбище нарушает покой захоронений. В качестве примера она приводит прошлогодний инцидент 9 мая, когда пьяный мужчина толкнул женщин, стоявших в очереди, после чего полиция его увела. По этой причине, по ее мнению, «Бронзового солдата» следует оттуда убрать.

Hendrik Johannes Terras
12:49:24
ИИ резюме

Он благодарит за вопрос и подчеркивает, что не говорил, будто это сложно оттуда вывезти, а что это должно быть продумано до вывоза. Он согласен, что такая деятельность является проблемой, и ею необходимо заниматься.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:49:39
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги пригласил Марию Юфереву-Скуратовски на сцену.

Maria Jufereva-Skuratovski
Maria Jufereva-Skuratovski
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:49:40
ИИ резюме

Докладчик спросил, обсуждалось ли в комиссии, почему фракция EKRE хочет заниматься именно памятником Бронзовому солдату, и почему она не занимается другими объектами.

Hendrik Johannes Terras
12:50:04
ИИ резюме

Он объясняет, что фракция EKRE обозначила это как величайший символ советской оккупации, и именно поэтому занимаются Бронзовым солдатом.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:50:20
ИИ резюме

К микрофону приглашается Тоомас Уйбо.

ИИ резюме

Тоомас Уйбо отметил, что проблема содержания советских монументов и объектов культурного наследия в Эстонии масштабнее, чем перенос Бронзового солдата, и что называть критиков враждебными Эстонии некорректно. В связи с этим он задал вопрос, как следует поступить дальше.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:51:30
ИИ резюме

Он подчёркивает важность времени и приветствует коллегу.

ИИ резюме

Тоомас Уйбо подчеркнул, что они рассматривали общую картину и обсуждали, что делать дальше.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:51:33
ИИ резюме

Это короткая благодарность.

Hendrik Johannes Terras
12:51:39
ИИ резюме

В настоящее время законопроект сосредоточен исключительно на переносе «Бронзового солдата», но в более широком плане существует закон о коммунистических монументах, согласно которому их начнут убирать из публичного пространства.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:51:56
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги предоставляет слово Рене Кокку.

Rene Kokk
Rene Kokk
Профилирование Eesti Konservatiivse Rahvaerakonna fraktsioon
12:51:57
ИИ резюме

Рене Кокк заявил, что вывоз монумента должен быть тщательно продуман, и поэтому разумно поддержать данный законопроект, поскольку исполнители и соответствующие учреждения обеспечат его продуманную реализацию.

Hendrik Johannes Terras
12:52:29
ИИ резюме

Он благодарит и отмечает, что здесь не было вопроса.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:52:31
ИИ резюме

Заместитель председателя Тоомас Кивимяги предоставил слово Пеэтеру Тали.

Peeter Tali
Peeter Tali
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:52:32
ИИ резюме

Он выразил крайний стыд по поводу того, что член Рийгикогу демонстрировал символику оккупационных властей и щеголял ею. Он также поинтересовался, обсуждался ли этот вопрос в комиссии, и правильно ли он понял, что представитель EKRE заявил, будто в 2019 году российской агрессии против Украины не было.

Hendrik Johannes Terras
12:53:07
ИИ резюме

Он говорит, что настало гораздо более подходящее время для того, чтобы заняться так называемым Бронзовым солдатом, и на фоне войны в Украине Россия является совершенно очевидно страной-агрессором.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:53:41
ИИ резюме

Тоомас Кивимяги благодарит докладчика, открывает прения, а Анти Аллас от фракции Социал-демократической партии просит предоставить ему дополнительные три минуты.

Anti Allas
Anti Allas
Профилирование Fraktsiooni mittekuuluvad Riigikogu liikmed
12:54:01
ИИ резюме

Анти Аллас заявил, что они не поддерживают этот законопроект, а хотят сосредоточиться на последовательном и дружественном донесении значения Второй мировой войны до всех эстонцев. Это укрепило бы сплоченность общества и обороноспособность страны, а также предотвратило бы повторное открытие старых ран и возникновение новой напряженности по поводу монумента.

Aseesimees Toomas Kivimägi
12:57:21
ИИ резюме

Тоомас Кивимяги поблагодарил, отметил, что время осталось, и представил просьбу Юку-Калле Райда от имени фракции «Ээсти 200».

ИИ резюме

Юку-Калле Райд заявил, что советский монумент не отражает подлинной сплоченности, и его следует убрать с кладбища и перенести в музей, так как он не является ни надгробием, ни мемориалом, и должен служить историческим уроком.

Aseesimees Toomas Kivimägi
13:02:23
ИИ резюме

Тоомас Кивимяги завершает обсуждения и выносит на окончательное голосование Рийгикогу законопроект № 104, внесенный фракцией EKRE. Цель данного законопроекта — убрать так называемый памятник «Бронзовый солдат» из публичного пространства. Он призывает депутатов определиться с позицией и проголосовать.

Aseesimees Toomas Kivimägi
13:05:32
ИИ резюме

За данное предложение проголосовали 14 членов Рийгикогу, 54 – против, и 0 – воздержались, вследствие чего законопроект № 104 не получил поддержки.